top of page

Психологическая Психотерапия в Германии и не только...


Написать эту статью натолкнуло меня удивление одной из коллег в фейсбуке, написавшей в комментариях на мой курс "Психологическая Психотерапия Эмоциональных Расстройств", что словосочетание "Психологическая Психотерапия" показалось ей "странным". А для меня удивительным было именно её удивление, поскольку это сочетание является самым распространённым в Германии, как и в других немецкоговорящих странах. Получается, что понимание психотерапии может весьма существенно отличаться в России и в Германии, например.

Я далека от мысли идеализировать немецкий подход к психотерапии, включая законодательные моменты, однако другой взгляд, другой опыт и другая практика может, на мой взгляд, оказаться полезной для многих коллег из России, а некоторым из них поможет лучше сориентироваться и внести в понимание своего пути больше ясности и чёткости.

Итак, почему же Психологическая Психотерапия, а не просто Психотерапия? Разве бывает ещё какая-то другая?

Ещё как бывает! Во всяком случае, в Германии, известной уважением к законам и законопослушностью, к дефинициям относятся со всей серьёзностью.

Да и кто же решится отнестись к дефинициям легкомысленно и просто назвать себя психотерапевтом, не имея на то достаточных оснований, если в Германии за это грозит наказание, например, штраф в 10000 евро?

Так что есть смысл обратиться к дефинициям.

В отличие от довольно распространенного и не менее востребованного в Германии психологического консультирования ( эта разница во многих немецкоязычных статьях, включая википедию, особенно подчеркивается) Психотерапией принято называть деятельность психотерапевта, направленную на помощь пациентам с различными расстройствами или психическими болезнями с целью облегчения или лечения расстройства (болезни). И для этой деятельности необходимо иметь официальное разрешение ( Zulassung).

Есть следующие возможности получить разрешение и заниматься психотерапией в Германии.

1. Психологическая Психотерапия

2. Врачебная Психотерапия

3. Детская и юношеская Психотерапия

4. Хайлпрактикер по психотерапии.

(После долгих раздумий я все же оставила кальку с немецкого Heilpraktiker für Psychotherapie. Слово "heil" можно перевести как "целое, здоровое", а глагол "heilen" как исцелять, излечивать). В целом это понятие можно перевести с немецкого языка ( и с "немецкой реальности") ещё и как "Психотерапевт на основании закона о целительской деятельности" (Вариант: Целитель в области психотерапии). Такие затруднения с переводом у меня возникают, в том числе, и по причине негативного отношения в России к слову "целитель".)

Разберем поподробнее, что стоит за каждым из названий.

1. Психологический Психотерапевт. Это самая многочисленная группа психотерапевтов.

Психологической психотерапией может заниматься дипломированный психолог, окончивший университет, при условии, если ПОСЛЕ окончания Университета он прошёл трехгодичный курс по психотерапии в одном из трёх основных направлений: психоанализа, поведенческой психотерапии и глубинной психотерапии. Все остальные направления психотерапии, включая вполне, на мой взгляд, самостоятельные, например, телесноориентированную психотерапию, арт- или системную психотерапию, по утвердившемуся мнению немецких коллег, являются либо развитием, либо переплетением, либо расщеплением одного из трёх основополагающих направлений. Поэтому к изучению тех направлений, которые относятся к "развитию или расщеплению", относятся, как говорится, опционально, для творчества и вдохновения, а вот изучение одного из трёх основополагающих направлений является базисом, необходимым условием получения как разрешения на работу психологическим психотерапевтом, так и на оплату своих услуг от больничных касс.

2. Врачебной психотерапией имеет право заниматься врач, окончивший медицинский ВУЗ, и ПОСЛЕ окончания прошедший соответствующую специализацию и апробацию. Но и в этом случае он не будет называться одним словом " Психотерапевт", а, например, психиатр и психотерапевт (вариант: врач по психиатрии и психотерапии), в отличие, например, от невролога и психотерапевта и пр.

3. Детская и юношеская Психотерапия . Требования во многом повторяют пункт 1, разве что право на трехгодичное обучение на детского психотерапевта по тем же трём базовым направлениям, с учётом детской и юношеской специфики, помимо дипломированных психологов имеют ещё педагоги.

4. Хайлпрактикер по психотерапии. Heilpraktiker für Psychotherapie.Целитель в области Психотерапии Не путать с тем, что принято считать целителем в России!

Таким видом психотерапии имеет право заниматься человек старше 25 лет, даже не имеющий психологического или медицинского образования, при условии, если он, во- первых, получил базовые знания и разбирается в следующих областях 1. Психология, 2. Психиатрия, 3. Психопатология, 4. Основные направления психотерапии. А во-вторых, сдал государственный экзамен на знание этих дисциплин.

Изучать эти направления и готовиться к экзаменам можно в одной из многочисленных школ в этой области, а вот доказывать владение своими знаниями можно лишь в государственном заведении - департаменте здравоохранения, для чего требуется сдать как устный, так и письменный экзамен.

Любопытства ради я проанализировала письменные экзаменационные вопросы за несколько лет. Степень их сложности оказалась различной: от общих представлений о психопатологии до замысловатых тонкостей, когда все ответы на вопрос правильные, но требуется выбрать наиболее точную формулировку.

В случае успешной сдачи экзамена претендент получает право называться психотерапевтом по закону о целительстве ( хайлпрактикером по психотерапии) как и право заниматься психотерапией. Правда, только частным образом, получая вознаграждение за работу лишь от самих пациентов, а не от больничных касс.

Некоторые дипломированные психологи выбирают именно этот вариант, предпочитая свободу, причём не только в выборе психотерапевтических методов и стратегий, но и свободу от обширной бюрократической переписки с больничными кассами. Разумеется, платой за этот выбор является довольно жесткая конкуренция с "бесплатной " (кассовой) моделью построения отношений, включая финансовые, но при определённых условиях конкурировать с ней вполне возможно.

Кстати, если у претендента на звание Хайлпрактикера -Психотерапевта, или Психотерапевта по закону о целителях (Heilpraktiker für Psychotherapie ) есть признанное в Германии психологическое образование, то у него есть шанс при определенных условиях получить разрешение на психотерапевтическую практику как Хейлпрактикер по психотерапии и без сдачи государственных экзаменов.

Под определёнными условиями понимается официально подтвержденные во вкладыше к диплому объем и уровень знаний, навыков и практики именно в области психопатологии, причем не менее определённого количества часов.

Ведь, как обосновывают этот пункт немецкие коллеги в своих публикациях, психологическое образование имеет широкое поле применения и толкования: от бизнес- консультирования и социальной психологии до пока экзотически звучащей для россиян "транспортной психологи". Поэтому диплом не может автоматически давать право заниматься психотерапевтической деятельностью.

Поскольку трёхлетнее обучение является довольно затратным, как по времени, так и в финансовом отношении, то это ставит перед соискателем определенные вопросы и трудности. Обращают на себя внимание эти серьезные цифры, как относительно цены, так и относительно количества часов обучения. Так, например, цена подобного курса в среднем варьируется от 25000 до 40000 евро за весь трехлетний курс, а по количеству часов требуется не менее 600 часов теоретического материала, 1800 часов практики, из которых 1200 в области психиатрии, 600 часов психотерапевтической работы, из них минимум 150 с супервизией и т.д.

Поэтому это базовое обучение предполагает лишь очную форму, при которой зарабатывание денег на учёбу и жизнь практически невозможно, а это ставит дипломированных психологов перед серьёзным выбором.

Ведь каждый вариант стать психотерапевтом имеет свои несомненные плюсы и минусы, и на этот выбор могут повлиять ещё множество факторов, о которых я здесь не стану писать, чтобы не делать статью бесконечно длинной.

Одним из таких факторов является возможность (и, следовательно. и соблазн) избежать подобных затрат, при этом получив желанную возможность оплаты услуг через кассы.

Так, при выборе варианта Хайльпрактикер по психотерапии имеется шанс через 7 лет добросовестной работы получить право получать вознаграждение за работу не только от пациентов, но и от больничных касс. Однако семь лет такой работы означает семь лет непростой, а порой и довольно жесткой конкуренции.

Ведь пациенту для того, чтобы решиться после выплаты дорогой ежемесячной медицинской страховки заплатить далеко не лишние деньги на частного психотерапевта, нужны серьёзные причины. Это, во-первых, могут быть неудачи предыдущей психотерапии, когда посещение одного- двух- трёх психотерапевтов, чьи гонорары оплачивает касса, не приносит желаемого результата, а состояние пациента не улучшается.

А, во-вторых, когда есть надежда, что частный сектор психотерапевтических услуг обладает большей гибкостью и использует более эффективные, но пока не нашедшие в Германии широкого применения и одобрения подходы, которые могут привести, наконец, к ощутимым положительным результатам.

Опыт наблюдений за моими коллегами в Германии показывает, что те психотерапевты, которые остаются на рынке в течении минимум 7 лет, становятся очень востребованными. Сарафанное радио - такая же важная часть жизни в Германии, как и в России. Специалисты, которым удаётся справиться с теми случаями, с которыми не справляется их коллеги (и не только психотерапевты) попадают в такие "народные списки", которые передаются из рук в руки и все чаще становятся важным источником информации, нередко даже опережая газеты-журналы-интернет.

А вот тех, кто спешит побыстрее начать использовать финансовый ресурс больничных касс, может ждать разочарование. Вспоминается одна история, обсуждаемая в интернете, которая произошла более 10 лет назад. Хейлпрактикер по психотерапии после нескольких лет практики подал в суд протест на отказ Департамента по Здравохранению в праве на получение вознаграждения за работу через больничную кассу. Он мотивировал свой протест тем, что и до получения разрешения на занятия психотерапией он, хотя и считался психологом-консультантом, на самом деле практиковал психотерапию, и это время в сумме уже составляет 7 лет. Ведь отчетливой границы между психологическим консультированием и психотерапией нет.

Суд согласился с отсутствием чёткой границы между консультированием и психотерапией, но не только отказал ему в протесте, но и обязал выплатить положенные по закону 10000 евро штрафа, поскольку занятие психотерапией без официального разрешения наказуемо.

Обычно склонные к коллегиальности и поддержке немецкие психологи и психотерапевты в данном случае отреагировали на форуме на эту ситуацию скорее с недоумением. Исходили они из того, что получение разрешения при наличии необходимых знаний и сдачи экзамена является посильной задачей.. Несмотря на известную немецкую бюрократию, она совсем не вредная, и обоснованные заявки редко сопровождается проволочками.

Поэтому немецкие коллеги не понимали, как, по каким причинам можно заниматься психотерапией, не имея чёткого понимания границ между нормой и патологией, диагностических критериев и механизмов патогенеза, рискуя не заметить психическую патологию и подвергнуть пациента опасности. Как минимум - той опасности, которая связана с тем, что расстройство или психическая болезнь могут развиваться и прогрессировать, и если не заниматься ею профессионально, то есть риск упустить время и не только…

Отсюда отношение к человеку в таком состоянии, когда возникло расстройство или болезнь, в Германии очень бережное. Моим немецким коллегам глубоко непонятны высказывания некоторых российских коллег на форумах, мол, психика человека настолько устойчива, что недостаточные/избыточные/неадекватные действия психологов и психотерапевтов эту устойчивость не могут нарушить в принципе.

Возможно, такая позиция в отношении здорового человека отчасти имеет основания, но возникновение психических расстройств, а тем более болезней, делает психику человека более хрупкой и уязвимой. И никто из нас или наших близких не застрахован полностью от попадания в такую уязвимую позицию.

Поэтому эту уязвимость психики, как и права людей с психическими расстройствами, защищают в Германии на государственном уровне, посредством законов, предусматривающих довольно высокий уровень знаний и понимания природы патологических процессов для тех людей, которые занимаются психотерапией.

Я могла бы написать другую статью с анализом недостатков принятой в Германии подхода к психотерапии, и , возможно, когда- нибудь я так и сделаю. Но в этой статье мне хотелось бы высказать свою симпатию и поддержку именно этим сторонам немецкой психотерапевтической традиции.

Я вполне отдаю себе отчёт, что система, сложившаяся в Германии в отношении психотерапевтической деятельности, вряд ли могла бы прижиться в России, да в этом, похоже, и нет необходимости. Но мне кажется все более интересной и полезной идея, взять лучшее из опыта в Германии и России, все то, что помогло бы внести больше чёткости в понимании и использовании психотерапии в России, и я готова внести для этого свой вклад.

Те правила и законы, на которых построено регулирование психотерапии в Германии, небезупречны, но они существуют, работают, регулируют отношения между сторонами психотерапевтического процесса. Они основаны на понятной логике и ценностях, которые в равной мере защищают как пациентов, так и психотерапевтов.

Впрочем, как и обычных граждан, у которых есть выбор, пойти ли им к психологу - консультанту, чтобы получить помощь в решении сложных жизненных проблем или пойти к психотерапевту, если речь идёт о психическом расстройстве.

И.Васильева,

20.01.2016, Франкфурт-на-Майне

Другие мои статьи, рассказы и материалы на сайте www.vasilieva.info


bottom of page